Hunting Unlimited 2009
В консервативном жанре охотничьих симуляторов наиболее показательной для нас является серия Hunting Unlimited. Конкуренты в лице Bass Pro Shops и Cabela’s из года в год стараются хоть как-то совершенствовать свои игры: дорабатывают дизайн, добавляют новые спецэффекты, меняют условия охоты — то есть растут, хоть и очень медленно. К тому же за этими сериями стоят одноименные розничные сети охотничьих магазинов, а значит, волей-неволей приходится держать марку.
Главная » Статьи » Игры » Вердикты |
The Saboteur открывается крупным планом женского соска. Этот сам по себе довольно веский аргумент в пользу крепкой дружбы поддержан вещами, которым невозможно противиться: салонным джазом, французскими проститутками и монохромным Парижем. Визуально и эстетически The Saboteur метко бьет в болевые точки, которые есть у любого сколько-нибудь образованного человека. Как известно, мужчины, избегающие вина, игр и общества прелестных женщин, вызывают подозрение. С этой точки зрения к The Saboteur нет никаких вопросов — в нем, кажется, есть все для прекрасного вечера.
Расплатой за подсвеченные уступы во время паркура стала необходимость нажимать кнопку для каждого движения, которое совершает Шон во время ползания по парижским фасадам. |
В 2009 году очень трудно грустить о закрытии Pandemic Studios. Последние несколько лет они делали глупые (Mercenaries 2: World in Flames) и некрасивые (The Lord of the Rings: Conquest) игры, последовательно стирая из памяти все хорошее, что мы о них знаем. Не лишним, однако, будет вспомнить, что когда-то это была студия, способная создавать остроумные (Destroy All Humans!) и изобретательные (Full Spectrum Warrior) произведения.
The Saboteur, их посмертная работа, заставляет все-таки сожалеть о том, что Pandemic закрыли свои двери. Эта практически полностью собранная из чужих идей игра содержит тот самый Pandemic feel, который студия, казалось, утратила несколько лет назад. У их работ был очень характерный, пришпоренный темп, остро заточенное управление и очень живая, подвижная картинка. В The Saboteur все эти слабо вербализуемые вещи неожиданно вернулись, и во многом игра работает благодаря им.
У The Saboteur примитивная, но довольно эффектная рукопашная, которая больше всего напоминает Indiana Jones and the Emperor’s Tomb. |
Потому что морально и технически мы тут имеем дело с GTA 3, разыгранной в черно-белом Париже времен Второй мировой войны. С неизвестной науке целью Pandemic взялись городить в The Saboteur открытый мир, который у них получается на уровне 2005 года. То есть: никакой приличной физики и модели разрушения автомобилей, никудышные побочные миссии и полное отсутствие вменяемой городской жизни на улицах. Для того чтобы на исходе 2009 года вам было сколько-нибудь интересно играть в sandbox 1.0, Pandemic, во-первых, раскрашивают город в черно-белые тона, а во-вторых — переносят действие в Париж середины сороковых. И это, надо признаться, работает.
Эстетически The Saboteur выглядит безупречно: монохромные фасады Парижа, подсвеченные алыми свастиками и кровью, красные габаритные огни кабриолетов. Pandemic не зря называли свою игру диснейленд-версией Парижа: пожертвовав географической точностью в пользу зрелищности, они добились того туристического эффекта, который испытывает любой, кто в первый раз оказался на Монмартре, — узкие проулки тут моментально сменяются монументальными площадями, Нотр-Дам находится практически в шаге доступности от Эйфелевой башни и Триумфальной арки. Париж тут — город-музей, который узнается исключительно благодаря достопримечательностям.
Но когда над мини-картой вместо очередного названия какой-нибудь пустоши вдруг всплывает «Булонский лес» или, скажем, Boulevard Peripherique — этому открыточному, очень американскому представлению о французской столице сложно противостоять.
В те минуты, когда Pandemic не терзают вас своим стелсом, The Saboteur выглядит и играется как отличный экшен, к которому зачем-то прикручен открытый GTA-мир. |
На обычные GTA-развлечения (проехаться по тротуару, сшибая людей и ларьки, устроить войну с правоохранительными органами) тут, к счастью, практически нет времени. The Saboteur довольно плотно привязана к собственному сценарию, который больше всего напоминает великий американский кинофильм «Евротур», идеально описывающий представление американцев о Европе.
Каждый персонаж The Saboteur являет собой ходячую карикатуру на отдельную нацию. Главгерой, ирландский автомеханик Шон Девлин, постоянно говорит «шайт» вместо shit, всем прочим напиткам предпочитает островной виски и не то, чтобы очень любит французов. Эстетствующее французское Сопротивление, в свою очередь, представлено исключительно буржуазией: они носят аккуратно повязанные шарфы и выбирают в качестве укрытий живописные подвалы с водопадами (!). Наконец, есть еще испанцы (приветствуют Шона фразой «муй бьен»), итальянцы (можете себе представить) и, конечно, немцы, которым, кажется, весь лексикон заменяют слова типа «шайзе» и «швайн».
Но Pandemic, к счастью, обладают достаточным количеством самоиронии (что в их положении, вообще говоря, затруднительно) и не пытаются превратить The Saboteur в драматическую историю французского Сопротивления. Вытерпев первые два-три часа, исполненные неуместного надрыва, вы обнаружите себя в любительской, но довольно очаровательной постановке «Индианы Джонса». Штурм кладбища и изъятие тайных артефактов (да-да) тут сменяется расстрелом предателей с готического шпиля и продолжается подрывом исполинского дирижабля.
The Saboteur даже успел принести Pandemic посмертную награду: этим летом сайт IGN отдал им приз за лучший артдирекшен на E3. |
В свои лучшие минуты The Saboteur действительно здорово играется, чередуя экшен с паркуром и рудиментарным стелсом. Все эти элементы Pandemic, конечно, подсмотрели в других играх. Экшен — в Gears of War/GTA 4 (Шон автоматически припадает спиной к любому укрытию). Паркур — в Assassin’s Creed/Prototype (Шон с легкостью залезает практически на любое здание, активные уступы заботливо подсвечиваются). Проблема исключительно в стелсе, который Pandemic никогда не умели делать и отчего-то решили придумать сами. Стелс тут работает следующим образом: незаметно оглушив фашистского оккупанта в темном переулке, Шон получает возможность переодеться в его форму. Прикинувшись врагом, вы можете без лишних проблем пройти на охраняемый объект и совершить там очередную диверсию.
Освобожденные районы Парижа обретают цвет и вместе с этим теряют все свое оккупантское очарование. |
Но есть нюансы. По каким-то неведомым причинам фашисты подозревают неладное, даже если их коллега быстрым шагом проходит мимо, перелезает через садовую ограду или просто прыгает на месте. Радиус «подозрительности» можно существенно сократить, перемещаясь исключительно степенным шагом, поглаживая автомат. В итоге стелс тут напоминает что угодно, но не настоящую работу диверсанта. Это крайне формализованная механика, которая используется, чтобы надурить игру: неестественными рывками (то вызывая подозрение, то сбрасывая его) вы подходите к нужному рычагу, дергаете его, поднимаете тревогу, и тут игра заботливо сообщает, что таких рычагов еще три. Шон галопом выбегает с базы, сбрасывает тревогу, отсидевшись в специальной зоне, оглушает нового фашиста, и операция повторяется три раза. В такие минуты диск с The Saboteur очень хочется засунуть авторам туда, где ему совершенно не место.
Предполагается, что механика игры позволяет вам импровизировать и выдумывать собственные тактические схемы, комбинируя паркур, стелс и экшен. На деле из этого уравнения при любом удобном случае исключается стелс, и все становится на свои места. Но Pandemic, к сожалению, кажется, что у них получился прекрасный симулятор диверсанта, поэтому отдельные миссии практически невозможно пройти без переодеваний и идиотских пряток с фашистами.
Езда в The Saboteur не то чтобы раздражает, но лучше бы ее, признаться, не было. |
Незаметно оглушить немецкого захватчика, кстати, тоже не так просто: заманив его взрывом или пальбой в темный переулок, вы можете пасть жертвой зоркого снайпера, который восседает на наблюдательной вышке в километре от места вашего злодеяния. Поэтому практически каждая миссия начинается с последовательного подрыва всех наблюдательных точек в округе. Но это как раз хорошие новости. Любая диверсионная деятельность в The Saboteur премируется деньгами, которые можно и нужно тратить на… собственные апгрейды.
Pandemic прикрутили к The Saboteur рудиментарную, но действенную RPG-механику, способную существенно облегчить диверсантскую жизнь. Никаких XP-очков тут, конечно, не выдают, но по мере прохождения (а также за деньги) Шон получает новые перки и разучивает новые трюки. Со временем вы научитесь вызывать к месту действия эвакуационную машину и грузовик, груженный французскими партизанами (Pandemic очень предусмотрительно стянули эту идею из довольно бездарной Scarface: The World Is Yours).
В результате этого хитросплетения умных, неуместных, устаревших и сомнительных решений у Pandemic получилась... довольно хорошая игра. Вооружившись некоторым терпением, с ней можно провести несколько недурных вечеров. Тут, безусловно, много глупости, ерунды и нелепицы, но стрелять фашистов в черно-белом Париже — это, в общем, не самое гиблое дело. К тому же две из трех базовых составляющих работают как надо: лазить по французским крышам и палить из автомата действительно интересно. В конце концов, игра, которая открывается крупным планом женской груди, просто не может быть безнадежной.
Формула игры: 60% GTA 3 + 20% Gears of War + 20% Assassin’s Creed
Геймплей: 7
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Управление: 7
Сюжет: 7
Стабильность: 6
Оригинальность: 6
Оценка: 7